Записки злобного гика

Свобода, техника, трансгуманизм!


Previous Entry Share Next Entry
Немного мыслей о монополиях, картелях и пределах их возможностей на свободном рынке
алл, агоризм, флаги, анархия, агора
sci_geek
Кстати, есть вот какая интересная фигня с «антимонопольными» теориями:

Многие «антимонополисты» напирают на то, что картели или установившиеся естественные монополии могут продавать товары и услуги дешевле собственных издержек и «давить конкурента». Рассмотрим последствия
различных вариантов «на пальцах» т.е. на уровне голой логики, даже не притягивая сюда прекрасный аппарат экономической теории. Будем условно говорить про «Картель» и «Конкурента» и предполагать отсутствие насильственного вмешательства государства или подобной ему силы.

Вводная: Картель продаёт некое благо X на относительно глобальном рынке по некоторой цене. Конкурент выходит на рынок с чуть-чуть более низкой ценой на идентичное благо. Возможно, он даже не внедрял инновации, а просто производит/покупает благо у тех же поставщиков и продаёт по той
цене, которую может позволить. Вполне вероятно, что новый Конкурент сразу на всём глобольном рынке распространиться не сможет и будет делать это постепенно.

Итак, вариант первый: картель снижает цену ниже издержек на локальных рынках, где уже распространилось благо от Конкурента. Конкурент (и не только он) может скупить благо по такой низкой цене и перепродавать на других рынках чуть дороже, но дешевле, чем цена Картеля там. Результат
– либо Картель разоряется, либо отказывается от идеи, либо снижает цены и на новых рынках (что приводит к дальнейшей экспансии Конкурента и второму варианту). Узкое место: благо должно быть таким, которое удобно перепродавать (чаще всего неудобно перепродавать услуги, например).

Вариант второй: Картель снижает цену ниже издержек на всём глобальном рынке. Часто это может быть последствием первого варианта. Капитала Картеля для такого мероприятия должен быть просто огромным. Конкурент (и опять же, не только он) может продолжать скупать благо и накапливать его (объём капитала тоже требуется немалый, однако он может быть взят в долг под залог покупаемого блага). Картель не может удерживать низкую цену долго, поэтому однажды будет вынужден поднять цену обратно и даже выше, чтобы компенсировать убытки. И тут-то Конкурент выходит со своим запасом и распродаёт его, разоряя Картель. Узкое место: размер капитала и необходимость накапливать благо (оно не должно портится).

Вариант третий: Картель снижает цену до уровня Конкурента (если это не ниже собственных издержек). Если Конкурент не внедрял инновации и его издержки не меньше, то он отныне будет существовать наравне с Картелем. Возможно, к нему будут обращаться чуть реже из-за неизвестного бренда и вряд ли он сможет получить какие-то совсем огромные прибыли. Однако внимание: Картель снизил цены (в пределе они снизятся до уровня издержек) т.е. фактически перестал быть картелем. Разве не это является самой полезной фишкой конкуренции для покупателя?

Есть ли какие-то другие способы установления «экономической власти» и принудительной монополии без помощи государства или его не менее агрессивного эквивалента? Внимательно подумайте прежде чем отвечать...

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in